Главная / Статьи / «Третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

«Третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий Алексин – автор более сотни проникновенных и добрых произведений для детей и подростков. Одно из них – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести представлено в статье.

План пересказа

Повествование в этом произведении ведется от первого лица. От лица женщины, которая тридцать пять лет проработала учителем русского языка и литературы. Когда же вышла на пенсию, однажды вспомнила об одном из своих учеников – Ване Белове. Вернее, об этом необычном и сложном подростке героиня произведения Алексина и не забывала. Однако в силу некоторых обстоятельств ей пришлось восстановить в памяти все, что было связано с Беловым, тем самым мальчиком, которого на групповой фотографии учеников 6-го класса легко отыскать: он третий в пятом ряду.

Краткое содержание повести стоит изложить по плану:

  • Елизавета.
  • Сын учительницы.
  • Алена.
  • Болезнь Лизы.
  • Письмо.
  • Судьба Вани Белова.
  • Елизавета

    Важную роль в творчестве Алексина играет мотив справедливости, честности. На примерах историй из жизни подростков писатель стремится ответить на глубокие нравственные вопросы. Эту тему затронул прозаик и в произведении «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести следует все же начать с описания событий, которые произошли спустя двадцать лет, после того как для героя этой повести – Вани Белова – прозвенел последний звонок.

    Вера Матвеевна (женщина, от лица которой ведется повествование), как уже было сказано, учительствовала более четверти века. Когда же родилась внучка, на семейном совете было принято решение именно ей доверить воспитание девочки. Во-первых, сын и невестка работали археологами и постоянно находились в разъездах. Во-вторых, кто лучше, нежели Вера Матвеевна, педагог с огромным стажем, справится с этой непростой задачей?

    Елизавета – внучка главной героини – была девочкой необычной. Услышав однажды о своей тезке, императрице, она решила раз и навсегда не отзываться на уменьшительный вариант своего имени. Отныне, несмотря на весьма нежный возраст, ее стали величать Елизаветой.

    Вера Матвеевна нередко рассказывала внучке о своем богатом педагогическом опыте. Однажды она рассказал девочке о Ване Белове. Этот подросток отличался от своих сверстников абсолютным нетерпением к малейшим проявлениям несправедливости.

    Елизавета любила слушать истории о Ване. У Веры Матвеевны было всего одно фото с ним – черно-белый снимок, на котором были изображены ученика шестого класса. Школьники выстроились в пять рядов. В тот день, когда была сделана фотография, Ваня поспорил с друзьями, что сможет удержаться на сложной конструкции, состоящей из двух стульев. Спор он выиграл. Свидетельство тому – фото, на котором он третий в пятом ряду.

    Краткое содержание повести следует продолжить рассказом о том, как в те далекие довоенные времена героиня произведения относилась к Белову.

    Сын учительницы

    События, о которых вспоминает Вера Матвеевна, происходили в тридцать седьмом году. Что заставило вернуться в прошлое героиню произведения «Третий в пятом ряду»? Содержание и смысл произведения изложить можно в нескольких словах: человек преклонного возраста осознаёт и признаёт ошибки, совершенные в молодости.

    Вера Матвеевна всегда знала, как следует поступать в той или иной ситуации. И никогда не прислушивалась к чьему-либо мнению. Сын Володя учился в ее классе. Для того чтобы убедить себя и окружающих в своем беспристрастном профессиональном отношении, она занижала ему оценки, критиковала при всем классе его письменные работы.

    Но был в классе ученик, который видел в этом несправедливость, а потому всячески протестовал. Однажды даже объявил голодовку. Этим правдолюбцем был Ваня. Именно он однажды решил отказаться от еды до тех пор, пока классный руководитель не исправит двойку Володе. Оценка, по мнению Белова, был поставлена несправедливо. Вере Матвеевне пришлось уступить.

    Володя не любил математику. Более того, он панически боялся учителя, который вел этот предмет. Однажды, когда ученики должны были писать важную контрольную работу, математичку некто запер в учительской. Контрольная не состоялась. На следующий день Белов признался в том, что это он запер учительницу. Несложно было догадаться, что сделал он это ради Володи.

    Алена

    Так звали воспитательницу в детском саду, который посещала Елизавета. Алена была не только доброй, но красивой и неимоверно женственной. Ее любили не только дети. Алене симпатизировали также и отцы ее подопечных. Вскоре популярность молодой воспитательницы стала слишком заметна. Матери ополчились против Алены, вспомнили о том, что в детском саду она оказалась случайно, то есть не имела специального образования. Было составлено коллективное заявление с требованием поменять воспитательницу. И вдруг Елизавета вспомнила о Ване Белове и решила последовать его примеру. А именно – объявить голодовку.

    Вера Матвеевна рассказывала внучке о конфликтном ученике, дабы та не повторяла его проделок. Но вышло иначе. Елизавета влюбилась в Ваню. Она стала подражать ему. И так же, как и Белову, девочке удалось добиться своего: Алена осталась при своей должности.

    Болезнь Лизы

    Девочка с тяжелым аллергическим приступом оказалась в больнице. Это событие является кульминационным в произведении «Третий в пятом ряду». Сюжет повести прост. Немолодая учительница вспоминает о подростке, который для нее когда-то был злым гением, сложной личностью, проблемным ребенком. И только в самые тяжелые моменты жизни она понимает, кем был этот пресловутый Ваня Белов.

    Елизавету отвозят в реанимацию. Добрая медсестра врет женщине, уверяя, что с девочкой все хорошо. А в нескольких метрах от Веры Матвеевны за жизнь ребенка борются врачи. Главный из них – Иван Белов. Женщина решает, что это именно тот Ваня, о котором она не могла вспоминать без содрогания много лет. А еще она вдруг осознает, что только он сможет ей помочь. Лишь такой решительный, бескомпромиссный человек, как Белов, способен спасти жизнь…

    Письмо

    Все обошлось. Елизавету спасли. Врача, благодаря которому девочка осталась жива, действительно звали Иваном Беловым. Но это был не он.

    Спустя несколько дней Вера Матвеевна написала письмо сыну, в котором напомнила ему о друге, который когда-то спас его от двойки по контрольной. И только тогда узнала правду. В учительской математичку запер вовсе не Ваня, а сын Веры Матвеевны. Белов же взял вину на себя. Героиня повести вдруг поняла, насколько несправедливо была по отношению к этому мальчику. Он не был сложным подростком. Он был человеком, который всего-навсего умел сопереживать, идти на жертву. И Вера Матвеевна решила, что пришло время встретиться и объясниться со своим бывшим учеником.

    Судьба Вани Белова

    Учительница нашла дом его родителей. Они не сразу ее узнали. Когда же Вера Матвеевна спросила о Ване, мать достала из ящика небольшой листок. Это было старое письмо, полученное в 1945 году. Иван Белов погиб в последний месяц войны, в бою под Пенцлау.

    Какова главная мысль повести «Третий в пятом ряду»?

    Анализ произведения

    Ваня Белов с юных лет умел сострадать. Он всегда был готов пойти на жертву ради другого человека. Даже если такие действия заведомо влекли за собой неприятные последствия. Такие люди способны на настоящий подвиг. Но как ни странно, в мирной спокойной жизни подобные Белову раздражают, вызывают недоумение. Произведение «Третий в пятом ряду», анализ и содержание которого изложены в статье, – история о юном идеалисте, советском Дон Кихоте, который боролся бы с ветряными мельницами всю свою жизнь. Если бы не война…

    Источник

    Смотрите также

    А. Н. Островский, «Снегурочка»: анализ и описание произведения

    Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем …

    Светлана Лаврова: биография, творчество, произведения, отзывы

    Есть одна китайская пословица, которая в переводе на русский язык означает: «На двух лошадях ездить …

    Добавить комментарий

    %d такие блоггеры, как: