Сергей Александрович Есенин, поэт из Рязанской губернии, сыграл значительную роль в русской литературе. Кем были близкие друзья Есенина? Кто помог ему проложить путь в литературу? С кем поэт перестал общаться, а кто был с ним до гробовой доски? Кто был другом Есенина, а кто был рядом из-за выгоды? Рассмотрим взаимоотношения знаменитого поэта с другими не менее известными личностями. Ведь среди друзей Сергея Есенина было множество знаменитых писателей, поэтов и других творческих людей.
Это далеко не полный список друзей Есенина, но в разное время эти люди были очень близки поэту, помогли ему стать тем, кем он являлся, раскрыть его творческий потенциал.
Дружба Сергея Есенина и Григория Панфилова
Пожалуй, первым лучшим другом Есенина можно назвать Григория Панфилова. Молодые люди вместе учились в семинарии в Спас-Клепиках. Несмотря на то что Панфилов был старше Есенина, молодые люди быстро нашли общий язык. Именно Григорию Сергей показывал свои первые стихи и прислушивался ко всем советам своего товарища. Панфилов умер рано от туберкулеза. Есенин очень тосковал о нем.
Знакомство Сергея Есенина с Александром Блоком
Тогда еще малоизвестный девятнадцатилетний юноша Сергей Есенин передал Александру Блоку незамысловатую записку с просьбой о встрече, на которую тот согласился. Это было решающим событием в жизни молодого таланта. Блок не смог остаться равнодушным к творчеству поэта, его мыслям. Александр лично отобрал несколько стихотворений Есенина и направил рекомендательное письмо Сергею Городецкому.
Дружба с Сергеем Городецким
Поэзия Есенина привлекла Городецкого тем, что выражала поэтические идеалы последнего. Городецкий многим помог Есенину: отравлял рекомендательные записки в знакомые журналы, приглашал на литературные вечера, даже поселил у себя на некоторое время. Разлад между поэтами произошел, когда Городецкий покинул общество «Страда» из-за ссоры с Ясинским, а Есенин, уже тогда находившийся под влиянием Николая Клюева, вместе с последним встал на сторону Ясинского. Для Сергея Городецкого это было сродни предательству. Однако в 1921 году все обиды забылись и поэты вновь сблизились.
«Учитель» поэта — Николай Клюев
Клюев, будучи таким же крестьянским поэтом, быстро нашел общий язык с Есениным и взял на себя идейно-художественное руководство и покровительство над Сергеем. В те времена Сергей с Николаем практически не расставались: Клюев поселил Есенина в своем петербургском доме на набережной. Неоднозначно стоит вопрос о дружбе между мужчинами. Клюев стремился разобщить Есенина с Городецким и многими другими литераторами, подчеркивая, что их, крестьянских поэтов, мало что сближает с лирическими поэтами столицы. Однако сам Есенин называл Клюева своим учителем.
Дружба Сергея Есенина и Всеволода Иванова
Всеволод Иванов также был творческим человеком — писателем. Познакомившись в двадцатых годах, мужчины любили выпить в компаниях. Из всех друзей Есенина Иванов был одним из немногих, с кем поэт поддерживал связь до самой смерти.
Сергей Есенин и Петр Чагин
Чагин познакомился с Есениным в 1924 году на приеме у артиста Качалова. После шумной вечеринки выяснилось, что мужчины перепутали калоши. Такой курьез положил начало близкой дружбе. Петр, второй секретарь ЦК Компартии Азербайджана и главный редактор местной газеты, пригласил Сергея к себе в гости в Баку. Прием оказался радушный: семья Чагина очень полюбила поэта и относилась к нему как к родному.
Приезд поэта выпал на шестилетнюю годовщину гибели 26 комиссаров. Попросив у Чагина материалы дела, Есенин за одну ночь написал «Балладу о 26». Вдохновленный Кавказом, поэт много писал, предаваясь мечтам о восточной поэзии и Персии, в которую его не пустили по соображениям безопасности. Летом 1925-го уже семья Чагина гостила в Москве у Есенина. Второй приезд Есенина к Чагину ознаменовался свадьбой поэта. Вместе с новоиспеченной супругой Софьей Андреевной Толстой Есенин провел замечательный медовый месяц в гостях у семьи Петра.
Дружба Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа
Еще одной интересной личностью среди друзей Есенина был Анатолий Мариенгоф. Поэты стали близки в 1918 году, тогда они даже жили вместе, делили бюджет. Друзья-поэты вместе с Ивневым и Шершеневичем, а также присоединившимися к ним вскоре Грузиновым, Кусиковым, Эрдманом и Ройзманом составляли вместе оплот нового направления в советской литературе — имажинизма, в котором художественный образ был самоцелью творчества.
В то время Есенин и Мариенгоф владели кафе, издательством и книжным магазином. Уезжая за границу, Сергей оставлял все дела на Анатолия. В 1923 году выяснилось, что дела идут плохо. Сергей вызвал Анатолия на разговор, но между друзьям произошел разлад, и многочисленные попытки примирения так и не смогли спасти отношения. В созданном тандеме люди видели превосходство талантов Есенина над Мариенгофом, что очень ранило последнего. После смерти Есенина Мариенгоф написал «Роман без вранья», рассказывающий историю дружбы с Есениным. Критики встретили книгу с негодованием, назвав «вареньем без романа»: Анатолий высказывался о Сергее очень нелестно.
Сергей Коненков и Есенин
В студию скульптора Коненкова поэт пришел в сопровождении литератора Клычкова. Знакомство со скульптором в 1915 году перешло в дружбу, после возвращения Есенина в столицу в 1918 году мужчины сблизились еще сильнее. Коненков любил слушать, как Есенин читает стихи, а поэту нравились скульптуры Коненкова и исполнение народных песен на гармони и гуслях. В конце 1918 года друзья, заручившись поддержкой других мастеров пера, попытались создать крестьянский кружок.
В том же году скульптор делает мемориал павшим борцам революции и просит Клычкова и Есенина создать стихотворение для открытия мемориала. Поэты согласились на предложение, таким образом появилась «Кантата».
В 1923 год скульптор переехал в США, и больше друзья не виделись. Смерть поэта просто ошеломила Коненкова. Как и многие другие друзья Есенина, Коненков признавал, что последние произведения поэта были наполнены драмой и предвещали приближающуюся трагедию.
Дружба Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда
Всеволод Мейерхольд был руководителем театра. Когда у него возникла идея создать трагедию, сюжет он поручил Есенину, который с удовольствием за него взялся. С этого и началась дружба поэта и Мейерхольда. Зная о влюбленности Всеволода в Зинаиду Райх, Сергей без сожалений уступил ее товарищу.
Позже, вместе с новой женой Зинаидой, Всеволод Мейерхольд принял участие в гражданской панихиде по поэту. На фото друзья Есенина — Всеволод и Зинаида.
Сергей Есенин и Андрей Белый
Знакомство двух поэтов произошло в 1917 году в Царском Селе. Есенин всегда подмечал, что Андрей оказывал на него необычайное влияние не только произведениями, но и беседами. Белый, в свою очередь, высоко ценил творчество Есенина. В 1918 году поэты организуют издательство. Доказательством близкой дружбы является и тот факт, что крестным сына Сергея Есенина стал Андрей Белый.
Поэт писал: «Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности».
Несмотря на большое количество друзей Есенина, которые позже, перечитав последние драматичные произведения поэта, высказали мнение, что Сергей был в затруднительной жизненной ситуации, предотвратить трагедию не удалось.