Главная / Статьи / Чак Паланик, «Колыбельная»: отзывы читателей, рецензии критиков, сюжет и персонажи

Чак Паланик, «Колыбельная»: отзывы читателей, рецензии критиков, сюжет и персонажи

Отзывы о «Колыбельной» Чака Паланика должны заинтересовать всех почитателей таланта этого автора. Этот роман был впервые опубликован в 2002 году, став с тех пор одним из самых известных его произведений. В этой статье будет описано краткое содержание книги, персонажи, приведены рецензии критиков и отзывы читателей.

Сюжет

Отзывы о «Колыбельной» Чака Паланика встречаются самые различные. Как правило, поклонники творчества этого автора восхищены книгой. При этом у него хватает и противников, которые не упускают случая ее покритиковать.

Краткое содержание «Колыбельной» Чака Паланика позволит вам быстро вспомнить основные детали этого произведения. Повествование начинается знакомством с главным героем. Это журналист Карл Стрейтор. В центре его внимания оказывается синдром внезапной смерти младенцев, который он начинает исследовать. Интересно, что это реально существующая медицинская проблема, когда происходит внезапная смерть по всем признакам здорового новорожденного от остановки дыхания. Это происходит в возрасте до одного года. При этом вскрытие не позволяет точно установить причину гибели. Иногда даже медики называют этот синдром «смертью в колыбели», так как предварительно ей не предшествуют никакие симптомы, а гибель часто настигает человека во сне.

Известны случаи, когда за синдром внезапной детской смерти выдавали убийства родителями своих детей, когда это происходило умышленно или непреднамеренно. Преступники выдавали это событие за смерть по неизвестным причинам, а врачи ставили ошибочный диагноз СВДС. В Америке были резонансные случаи, когда за этот синдром удавалось выдавать до пяти убийств собственных детей. В настоящее время подозрительной считается вторая смерть от СВДС в одной семье, третий случай признают невероятным.

Тайна младенческой смерти

Стрейтора в романе Чака Паланика «Колыбельная» интересует внезапная гибель детей в собственных постелях или даже на руках у родителей без каких-либо видимых на то причин. Репортеру удается выяснить, что все они гибнут после того, как им читают старинную африканскую колыбельную из сборника под названием «Стихи и потешки со всего мира».

Сами африканцы читали эти стихи своим детям, когда их племя перерастало границы своего местообитания, также их произносили над ранеными воинами и безнадежно больными, чтобы те уходили из жизни быстро и без мучений. Оказывается, что песня эффективна до сих пор. От нее умирают обычные прохожие, которые мешают репортеру идти по улице, его редактор, сосед сверху, который постоянно шумел.

Хитроумный риэлтор

Вторым главным героем книги «Колыбельная» Паланика является риэлтор Элен Гувер Бойль, которая также в курсе существования этого заклинания и уже неоднократно им пользовалась, преследуя собственные цели и мотивы.

При более близком знакомстве с женщиной у нее обнаруживается наличие большого количества удивительных странностей. Этим она напоминает практически всех практичных и одновременно чудовищных героев Паланика. Например, Бойль специализируется на продаже домов, в которых живут приведения или призраки. Она даже приобретает эксклюзивное право на совершение сделок с ними. Выясняется, что это крайне выгодное предприятие, так как хозяева таких зданий меняются каждые несколько месяцев.

К тому же Бойль постоянно посещает магазины, в которых продается старинная мебель, откручивая у них любые металлические и блестящие части, например, ручки. Ими она с упоением царапает лакированные поверхности. В результате ей удается приобретать мебель по значительно более низкой цене, не учитывая ее возраст и ценность. Затем она ее воссоздает, соединяя с утраченными частями.

Полицейский врач

Рассказывая краткое содержание «Колыбельной» Чака Паланика, нужно обязательно упомянуть о полицейском враче Нэше. Он знакомый репортера, которому удается раздобыть экземпляр той самой книги с таинственным заклинанием из библиотеки Конгресса. С его помощью ему удается добиться извращенной близости с привлекательными манекенщицами. Все герои «Колыбельной» Паланика отличаются тем, что используют этот мощный и древний текст в своих меркантильных целях, в отличие от того, как им пользовались африканские племена. Те его читали только в исключительных случаях, когда действительно требовалось облегчить участь человека.

Если вы когда-то читали «Колыбельную» Чака Паланика, краткое содержание поможет оперативно восстановить в памяти развязку этого уникального произведения автора. Бойль вместе со Стрейтором, секретаршей Элен Мона, которая увлекается магией, и ее парнем по прозвищу Устрица, увлеченным защитой окружающей среды, отправляются уничтожить сохранившиеся экземпляры этих африканских «Потешек».

Конечной целью для них становится выход на главную книгу, откуда изначально и была списана колыбельная. Она называется «Гримуар». Причем у каждого в книге «Колыбельная» Чака Паланика своя цель. Стрейтор планирует ее уничтожить, Бойль с ее помощью собирается обречь всемогущество и воскресить своего сына, который когда-то был убит этой самой колыбельной. Устрица и Мона замыслили превратиться в новых Адама и Еву, которые обоснуются на современной грешной земле.

В финале «Колыбельной» Чака Паланика, использовав заклинание для контроля над чужим телом, которое было обнаружено в «Гримуаре», Устрице удается завладеть Элен, которой он наносит травмы, несовместимые с жизнью. Стрейтор читает над ней ту самую колыбельную, чтобы избавить ее от страданий. Когда она умирает, ее разум переселяется в полицейского, ирландца по национальности, с помощью специального заклинания.

Примечательно, что параллельно основному сюжету развивается еще одна линия, в которой описываются события, происходящие уже после окончания основного повествования. В ней Стрейтор вместе с полицейским-ирландцем, которого называют Сержантом, ведут преследование Устрицы и Моны, которые пользуются магией в своих целях.

Рецензии критиков

В целом, критики позитивно оценили очередной роман Паланика «Колыбельная». Многие из них отмечали, что главным в этом произведении стало понятие «вообрази». Фактическим содержанием этого произведения стали размолвки между четырьмя персонажами, а не история, написанная известным писателем. Создается впечатление, что «Колыбельная» стала своеобразным внутренним переосмыслением. Если представить себе последовательность мыслей, в которой размышлял о себе Карл, они были бы шагом к эпическому произведению.

Мистику он рассматривал через призму эстетики смерти, которая преобразовывалась в контексте реальной жизни. Это формировало культ неясностей и неопределенности, пропусков и ошибок. При возникновении таких явлений возникает преобразование действительности. При этом сам автор явно указывает на происходящую деформацию. На это указывает цитата из «Колыбельной» Чак Паланика.

Магия есть обращение необходимой энергии на достижение естественных сдвигов.

При этом определенные идеалы и ценности заставляют Паланика задаваться вопросом, для чего убивают людей, не для того ли, чтобы спасать жизни. То же касается и книг, которые сожгли из-за колыбельной.

Профессиональными критиками было отмечено, что частый и популярный прием, который автор постоянно использует в романе, это самоцитирование. За счет этого многоуровневая композиция текста произведения создается с помощью сюжетных и стилистических повторов, фраз, постоянно звучащих рефреном, своеобразных «перекличек». Буквально в каждой главе автор предоставляет читателю различные объявления из газет, которые сформулированы на удивление одинаково. Вот одно из них:

Если ваша собака, купленная на указанной ферме, оказалась больна бешенством, звоните по телефону и объединяйтесь с другими такими же пострадавшими, чтобы подать коллективный иск в суд.

Важно, что подобные повторы не делают произведение примитивным, а служат сигналом, указывающим на то, что в ближайшее время после этого последует важное сообщение, которое будет иметь определенное значение для ключевых героев. Многоуровневость текста проявляется и в том, что даже в полной версии «Колыбельной» Чака Паланика ни разу не описывается сцена или непосредственный процесс убийства. Главный герой только произносит, что баюльная песня звучит у него в голове, а после слышит в трубке полную тишину.

Отзывы

В отзывах на «Колыбельную» Чака Паланика читатели при этом оставляют преимущественно противоречивые мнения. Конечно, книги этого автора часто поражают воображение, заставляя многих просто опешить. В этом ряду данный роман выглядит неким исключением.

При этом читатели в отзывах о книге «Колыбельная» Чака Паланика признают, что это очень непростой роман, в котором поначалу пугает такое большое количество смертей, особенно когда жертвами становятся невинные младенцы. Особенно поражает та легкость, с которой герои начинают решать, кому жить, а кому умирать, когда в их руках оказывается это смертоносное оружие в виде безобидной только на первый взгляд колыбельной.

Сравнивая «Колыбельную» с самым известным романом автора («Бойцовским клубом») часть читателей отмечали, что это произведение намного слабее, даже напоминает обыкновенный дамский роман. Само повествование менее жестокое, но при этом более изящное, ироничное и оригинальное. Безупречное исполнение и оригинальный сюжет наглядно демонстрируют несовершенство окружающего нас мира, а также человечество, которое занято тем, что само себя губит.

Негатив

При этом удается встретить достаточно много негативных отзывов о «Колыбельной» Чака Паланика. Читатели жалуются, что роман воспринимается очень тяжело, пробираться через витиеватый авторский слог оказывается очень непросто. Приходится даже заставлять себя дочитывать, несмотря на то, что произведение увлекает.

Некоторым стало откровенно неприятно смотреть на мир глазами Паланика, так как то, каким видит его автор, доказывает, что окружающая действительность уродлива до самой своей сути. Судя по отзывам о книге «Колыбельная», многим это крайне тяжело осознавать.

Об авторе

Чак Паланик родился в американском штате Вашингтон в 1962 году. Когда ему было 14 лет, родители развелись. Из-за постоянных семейных ссор и скандалов ему постоянно приходилось оставаться с бабушками и дедушками на их ранчо, где они разводили скот.

В 1986 году Паланик стал выпускником факультета журналистики университета Орегона. Вскоре после этого он переехал в Портленд, где начал писать репортажи для местной газеты. Затем некоторое время работал в должности механика по дизелям в крупнейшей в Америке компании, занимающейся производством грузовиков и тягачей — Freightliner. Параллельно он писал учебные руководства, в которых рассказывал, как ремонтировать грузовики, продолжал заниматься журналистикой. В 1988 году он неожиданно для многих оставил эту профессию после посещения семинара компании, предлагавшей программы личностного развития.

Примечательно, что будущий писатель постоянно стремился к тому, чтобы его жизнь стала чем-то большим, чем просто работой. Для достижения этой цели он работал волонтером в хосписе и приюте для бездомных, привозил неизлечимо больных пациентов на встречи в группы поддержки, где они встречали людей с подобными проблемами. Эта его работа нашла отражение в самом известном романе «Бойцовский клуб», где главные герои посещают подобные встречи, чтобы получить эмоциональную разрядку.

Уникальный стиль

В литературном мире Паланика ценят за его уникальный авторский стиль. Общие черты и стиль критики отмечали во всех его произведениях, которые предшествовали «Колыбельной». В них главными героями становились персонажи, которых по той или иной причине общество отвергало и не принимало. В результате, часто это заканчивалось проявлением сильной агрессии, направленной на самоуничтожение.

Сам Паланик такой стиль называл «трансгрессивной прозой». К тому же во всех произведениях автор затрагивает проблемы, важные для современного ему общества. Свое отношение к такому подходу он изменил после событий в США 11 сентября 2001 года, когда вокруг этой темы стало появляться много споров и обсуждений. После этого Паланик стал более тонко подходить к темам, которые решался поднять.

Начиная с романа «Колыбельная», коренными образом меняется его стиль. С этих пор его произведения становятся похожими на сатирические истории ужасов. Часто в книгах Паланика повествование начинается с конца по хронологии, когда герой начинает вспоминать события, происходившие ранее. В «Колыбельной» особенно заметно, как автор начинает использовать сразу несколько разновидностей подачи сюжета. Это линейное, самое обычное повествование, которое переплетается с рассказом, который начинается с хронологического конца.

В самом конце его романов часто происходят существенные отклонения от основного сюжета, которые тем или иным образом связаны с хронологическим финалом.

Критика

Многие активно критикуют Паланика, называя его «шоковым писателем». Это определение часто используют, характеризуя его стиль, так как многие изображаемые им ситуации слишком необычные. При этом относиться к ним во многом приходится с юмором из-за того, как ведут себя персонажи.

У многих профессиональных литературоведов часто возникают обоснованные сомнения из-за уместности так называемых публицистических ставок в его произведениях. Сам Паланик утверждает, что считает такую форму максимально удобной для восприятия читателем, к тому же она предполагает преподнести выдуманную историю в такой форме, будто она произошла в действительности. Наконец, все это позволяет экспериментировать со структурой самого произведения, существенно сокращая его, размещая рядом совершенно несовместимые на первый взгляд вещи.

Паланика часто обвиняют в склонности к нигилизму, хотя сам он уверяет, что является неискоренимым романтиком. Наконец, рецензенты считают, что воображаемые миры, которые он создает, мало похожи на те, в которых живет подавляющее большинство его читателей. Мир Паланика максимально мрачный, изощренный и шокирующий.

В его нездоровом интересе к патологиям многие видят обычное непонимание нормы. К тому же про патологии писать значительно проще, описать интересно обывателя со всеми его повседневными механизмами невообразимо сложнее.

Подводя своеобразный итог, большинство критиков уверяет, что романы Паланика рассчитаны, в первую очередь, на новое поколение. Родителей эти произведения могут ужаснуть, людям со слабыми нервами их вообще читать не рекомендуется. Также плохо они влияют на тех, кто слишком близко воспринимает к сердцу события, происходящие с героями произведения, так как происшествия эти чересчур жесткие и едкие, а часто и просто возмутительные. Обозревателей также удивляет, с какой серьезностью Паланик описывает вещи, которые невообразимо сложно представить себе в современном обществе. Роман «Колыбельная» в этом отношении не исключение.

Источник

Смотрите также

А. Н. Островский, «Снегурочка»: анализ и описание произведения

Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем …

Светлана Лаврова: биография, творчество, произведения, отзывы

Есть одна китайская пословица, которая в переводе на русский язык означает: «На двух лошадях ездить …

%d такие блоггеры, как: