Главная / Статьи / Николай Бердяев: «Смысл творчества» и философия свободы

Николай Бердяев: «Смысл творчества» и философия свободы

«Смысл творчества» Бердяева — один из его самых значимых философских трудов, который сам автор ценил едва ли не больше всех остальных. Эта книга была написана великим политическим и религиозным философом в 1912-1914 годах. При этом впервые опубликована только в 1916-м. Стоит отметить, что она создавалась, когда автор был фактически отчужден от столичной православной среды в ответ на труды Маркса, Ницше, Достоевского и других мыслителей своего времени. Сам философ считал это произведение самым вдохновенным, так как в нем ему впервые удалось сформулировать собственную оригинальную философскую мысль.

Биография философа

До «Смысла творчества» Бердяевым был написан еще не один значимый труд. Философ родился в 1874 году в Киевской губернии. Получил первоначальное домашнее образование, затем учился в кадетском корпусе. Высшее образование начал получать на естественном факультете Киевского университета, а затем поступил и на юридический.

В 1897-м был арестован за участие в студенческих беспорядках, сослан в Вологду. С 1899 года начал печататься в марксистской прессе. В 1901 году вышла его статья «Борьба за идеализм», после публикации которой он стал одной из ведущих фигур революционной интеллигенции. Участвовал в создании Союза освобождения и его деятельности.

В 1913 году был приговорен к ссылке в Сибирь за статью «Гасители духа», в которой защищал афонских монахов. Однако приговор так и не был приведен в исполнение из-за начавшейся Первой мировой войны, последовавшей за ней революции. Вместо Сибири он снова провел ссылку в Вологодской губернии.

До 1922 года, когда он был выслан из советской России, философ написал множество статей и книг, но ценил из них Н. А. Бердяев «Смысл творчества» и «Смысл истории». Был знаковой фигурой во время Серебряного века, основал «Вольную академию духовной культуры».

Жизнь в эмиграции

Творчество Николая Бердяева большевики не оценили. Его дважды арестовывали. В 1922 году, когда философ находился под арестом, заявили, что он высылается из страны, а при попытке вернуться будет расстрелян.

Уехав на «философском пароходе», Николай Александрович сначала поселился в Берлине. В 1924-м он переехал в Париж, где и прожил до самой смерти.

В это время был одним из идеологов Русского студенческого христианского движения, редактировал журнал русской религиозной мысли «Путь», участвовал в философском процессе.

Среди наиболее значимых его работ, написанных в эмиграции, стоит отметить «Новое Средневековье», «О рабстве и свободе человека», «Русская идея». С 1942-го по 1948 год семь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но награду так и не получил.

В 1946 году ему было возвращено советское гражданство, но возвращаться в СССР он не стал. В 1948-м в возрасте 74 лет умер в своем кабинете в пригороде Парижа от разрыва сердца.

Свобода от мира

Свобода от мира — главное требование, которое выдвигает Бердяев в «Смысле творчества». В этой книге философ стремится рассмотреть всевозможные аспекты творчества.

Под его пристальным вниманием оказываются мистика, бытие, красота, любовь, вера, мораль. Стоит отметить, что сколь бы обширным ни было его наследие, пожалуй, главной в нем остается тема творчества. Полное название этой книги Н. А. Бердяева — «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Исследователи считают, что это самая сокровенная из его работ. В ней он рассказывает о переходе к новой религиозной эпохе, которую называет эпохой Третьего завета. В ней, по мнению философа, человек наконец раскроется как творец.

Данная теория, изложенная в «Смысле творчества» Бердяева, основывалась на Ветхом и Новом заветах, в которых ничего нет про творчество. Философ считал это великим умолчанием, смысл которого ему и предстоит раскрыть.

Свойство бытия

В самой книге Николая Бердяева «Смысл творчества» о скуке нет ни слова, хотя она, безусловно, знакома каждому творцу. Конечно, в данном контексте речь идет не о грустных вздохах за посредственной книгой, а об умении слышать и слушать скуку.

В философии об этом чувстве практически никто не писал. В 1999 году небольшой трактат «Философия скуки» вышел у норвежца Ларса Свендсена. В нем он трактует скуку как неотчуждаемое свойство окружающего нас бытия, как самую настоящую форму времени, а не только состояние души или настроение. Признавая недостаток исследований в этой сфере, норвежский философ признает, что если скука не может рассматриваться всерьез в философии, то это повод задуматься о ее судьбе.

Для Бердяева скука стала тем самым умолчанием, о котором он не упомянул в своем труде. Интересно, что сам мыслитель часто не считал себя академическим философом, скептически относясь к людям, которые себя так называли. Для него это было особое искусство, так называемое искусство познания.

Искусству же тема скуки знакома очень хорошо, особенно если мы говорим о романтизме, который ее во многом и породил. До этого читателям и писателям была больше знакома обычная апатия, тоска или усталость от жизни. Бердяев был безусловным романтиком, но при этом о скуке все равно писать не стал.

Известно, что он всегда гордился своим аристократическим происхождением, но умолчал о скуке, даже учитывая, что это очень аристократическое чувство, не свойственное плебеям. Вместо этого всю свою книгу «Смысл творчества» Николай Бердяев посвящает оправданию всего, что делает человек, творчеством, именно через него он и совершенствует мир.

Смена взглядов

Стоит отметить, что сам труд имел достаточно большое значение в творчестве мыслителя. В книге «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» Бердяев подводит определенный итог своих предыдущих исканий, открывая перспективу собственной оригинальной и самостоятельной философии.

Интересно, что вся книга создавалась во время конфликта с Русской православной церковью, с которой у мыслителя наметилось противостояние. В то же время он вступает в настоящую полемику с пропагандистами православного модернизма, в первую очередь с группой Мережковского, которая была ориентирована на идеал религиозной общественности, а также с софиологами Флоренским и Булгаковым.

Книга «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» Бердяева получилась очень неординарной. Ее с интересом восприняли в отечественных философских и религиозных кругах. Весьма активно на нее отреагировал Розанов, который подчеркивал, что по сравнению со всеми предыдущими работами автора в этой можно увидеть определенный итог, философ приводит свои идеи и предложения к определенному единому знаменателю.

Философский синтез

Примечательны условия, в которых создавался «Смысл творчества» Николая Александровича Бердяева. Зиму 1912-1913 годов он проводит в Италии вместе со своей супругой — поэтессой Лидией Юдифовной Трушевой. Именно оттуда он привозит первые страницы и сам замысел новой книги, которая была окончательно закончена в феврале 1914 года.

Философию Бердяева в «Смысле творчества» общество оценило сразу после выхода книги в 1916 году. В ней автор отмечал, что его привычная религиозная философия впервые была изложена вполне осознанно. Считается, что это ему удалось только потому, что сам принцип построения философии за счет выявления глубин личностного опыта был им однозначно осознан как единственно возможный путь к космическому универсализму, который он еще называл вселенским.

В творчестве, философии Бердяева эта работа играет большую роль, потому что в ней мыслитель решается на смелый и весьма оригинальный эксперимент. Он подключает к классическим традициям отечественной философии средневековую мистику Мейстера Экхарта, Якоба Беме, а также нигилизм Ницше, антропологию Баадера, современный оккультизм, в данном случае в качестве примера приводится антропософия Шрейнера.

Поначалу казалось, что философия свободы Бердяева в «Смысле творчества» максимально расширит границы философского синтеза, создав для автора дополнительные, возможно, непреодолимые трудности. Однако на это он шел вполне сознательно. К тому времени он уже владел ключом к гармонизации значительного историко-культурного и философско-религиозного материала, который лежал в основе «Смысла творчества». Философия свободы Бердяева, обоснованная в этом произведении, стала принципом так называемой антроподицеи. Так сам мыслитель называет оправдание человека через творчество и в самом творчестве.

Для него это был решительный отказ от традиционализма, а также от теодицеи, считавшейся одно время ключевой задачей христианского сознания, отказ признать откровение и завершенность творения. В итоге именно человек оказывался в центре бытия, определяя общий контур своей принципиально новой метафизики, представленной в качестве концепции моноплюрализма. Проблема свободы в творчестве Бердяевым рассматривается максимально подробно. Центральным стержнем этого произведения становится идея творчества как откровения человека, как творение, продолжающееся совместно с Богом.

Именно эта концепция и легла в основу «Смысла творчества» Бердяева. Анализ этого произведения должен опираться как раз на этот тезис. В результате автору удается максимально четко и подробно прояснить основу своей философско-религиозной концепции, выразить ее наиболее адекватно и понятно.

Творческая свобода

Проблема творчества у Бердяева становится основной в этом произведении. Говоря о ней, мыслитель во многом повторяет идеи Гегеля и Канта о взаимодействии творчества и свободы.

Как отмечает философ, творчество всегда существует неотрывно от свободы. Только свободный человек в действительности мог творить. Если человек пытается создать что-то из необходимости, это может родить только эволюцию, а творчество рождается исключительно из полной свободы. Когда человек начинает говорить об этом на своем несовершенном языке, понимая творчество из ничего, то в действительности имеется в виду творчество, родившееся из свободы. Это одна из главных мыслей Бердяева, заложенная в этом произведении.

Так называемое человеческое творчество, родившееся из «ничего», не означает при этом отсутствия сопротивляющегося материала. Оно подтверждает только абсолютную недетерминированную прибыль. А вот детерминирована только эволюция, в этом случае творчество не вытекает не из чего предшествующего. Говоря о свободе творчества, личности, Н. Бердяев отмечал, что оно является одной из главных и необъяснимых тайн человечества. Его тайну мыслитель отождествляет с тайной свободы. А в свою очередь, тайна свободы необъяснима и бездонна, она настоящая бездна.

Такой же необъяснимой и бездонной является и сама тайна творчества. Люди, которые решаются отрицать возможность существования творчества из «ничего», неизбежно обязаны поместить его в детерминированный ряд. Тем самым они отвергают его свободу. Говоря о свободе в творчестве, Бердяев имеет в виду таинственную и неизъяснимую мощь творить из «ничего», недетерминированно, присовокупляя энергию индивидуума к мировому круговороту энергии.

Акт творческой свободы, по Бердяеву, трансцендентен по отношению к мировой данности, к замкнутому кругу мировой энергии. Он прорывает детерминированную цепь мировой энергии. Об этой свободе пишет Бердяев в «Смысле творчества». Философия автора рассматривается с точки зрения мировой данности. При этом боязливое отрицание существования творчества из «ничего» считается покорностью детерминизму, а послушание — необходимостью. Творчество, по мнению мыслителя, стремится изнутри человека. Оно возникает из его неизъяснимой и бездонной глубины, а не из мировой необходимости откуда-то извне.

В этом случае само желание сделать творческий акт понятным, а также найти для него основания является его непониманием. Понять творческий акт становится возможным, только признав его безосновность и неизъяснимость. Любая попытка рационализировать творчество приводит к попытке рационализировать саму свободу. Это пытаются сделать те, кто ее признает, отрицая при этом сам детерминизм. При этом рационализация свободы, по сути, уже и есть детерминизм, так как при этом происходит отрицание бездонной тайны свободы. Свобода, по философу, предельна, ее невозможно ни из чего выводить и ни к чему сводить. Свобода является безосновной основой бытия, становясь глубже самого бытия. Невозможно дойти до рационально ощутимого дна свободы. Она бездонно глубокий колодец, а на дне его — последняя тайна.

При этом нельзя считать свободу отрицательным предельным понятием, которое только указывает границу, которую невозможно переступить рационально. Свобода сама по себе содержательна и положительна. Это не отрицание детерминированности и необходимости. Свободу Бердяев не считается царством случая и произвола в противовес царству необходимости и закономерности. Философ был уверен, что тайну свободы не осознают те, кто видит в ней только некую форму духовной детерминированности, внутренней, а не внешней. Таким образом, свободными считается все, что порождено причинами, лежащими в основе человеческого духа, внутри него. Это самое приемлемое и рациональное объяснение. В то время как свобода остается неприемлемой и нерациональной. Из-за того что человеческий дух вступает в природный порядок, в нем все детерминировано точно так же, как и во всех природных явлениях. В результате духовное оказывается не менее детерминированным, чем что-либо материальное. В частности, в этом месте Бердяев в качестве примера приводит индусское учение о Карме, которую также сравнивает с формой духовного детерминизма. Кармическому воплощению незнакома свобода. Свободным в итоге остается только человеческий дух, причем настолько, насколько он остается сверхприродным.

В результате детерминизм у Бердяева понимается как форма природного бытия, которая становится неизбежной. В то же время это и форма человеческого бытия как природного существа, когда причинность в человеке становится не физической, а духовной. В детерминированном порядке природы творчество не представляется возможным. Возможной остается только эволюция.

Сверхприродное существо

Рассуждая о творчестве и свободе, философ приходит к выводу, что человек является сверхприродным существом. Это означает, что он является не только физическим и психическим существом в природном смысле этих понятий. Человек, по Бердяеву, — сверхприродный дух, свободный микрокосм.

В результате материализм и спиритуализм видят в человеке только природное существо, хоть и не отрицают его духовность. В действительности же он подчиняется духовному детерминизму, как и материализм подчиняется материальному. Свобода становится не только порождением духовных явлений из тех, что предшествовали в том же существе. Она является творческой положительной мощью, которая ничем не обусловлена и не обоснована, льется из некоего бездонного источника. Философ приходит к выводу, что в основе свободы — мастерство творить из ничего, из себя, а не из окружающего природного мира.

Творческий акт

Большое внимание при этом уделяется творческому акту, который становится преодолением и освобождением для творца. В нем ощущается переживание силы. Обнаружить собственный творческий акт — это не значит продемонстрировать лирическое излияние или пассивное страдание. Боль, ужас, гибель и расслабленность должны проиграть творчеству, быть побеждены им. Творчество — это и есть главный исход, выход, приводящий к победе. Жертвенность творчества нельзя считать ужасом или гибелью. Сама по себе жертвенность не пассивна, а активна. Кризис, лирическая трагедия, судьба переживаются человеком как трагедии, в этом заключается его путь.

Страх личной гибели и забота о личном спасении эгоистичны по своей сути. Погруженность в кризис личного творчества и страх перед собственным бессилием самолюбивы. Самолюбивое и эгоистическое погружение означают болезненную разрозненность мира и человека.

Творец создал человека гениальным, и гениальность он должен раскрыть в себе творческой активностью, победив самолюбивое и эгоистическое. В своей первооснове человеческая природа понимается через Абсолютного Человека Христа. При этом она уже стала природой Нового Адама, воссоединившись с Божественной природой. После этого она уже не чувствует себя уединенной и оторванной. Подавленность считается грехом против Божественного призвания, против Божьей потребности в человеке, его зова.

Считается, что, говоря при этом о свободе, Бердяев видел в ней выход из рабства и вражды в космическую любовь. По мнению мыслителя, только освобождение человека от самого себя приводит его в себя. Свобода от мира становится соединением с космосом, то есть подлинным миром. При этом выход из себя обусловлен обретением собственного ядра. Это и дает возможность почувствовать себя настоящими людьми, личностями с истинной, а не призрачной волей.

В творчестве философ видит исключительно свободного человека, для которого оно становится высшей формой развития, проникая во все сферы бытия. Оно становится созданием новой мощи. Всякий акт творчества является творчеством из ничего, то есть созданием новой силы, а не перераспределением и изменением старой. В любом творческом акте мы может наблюдать прирост и абсолютную прибыль.

Появляется при этом понятие «тварность бытия». Происходящий прирост говорит о творчестве и самом творящем. Причем в двояком смысле, как о Творце, создателе тварного бытия, и самом творчестве в нем. Философ утверждает, что мир создан не только тварным, но и творческим. Чем он это доказывает? Без творческого акта мир ничего не знал бы о творчестве и не был бы способен к нему. Проникновение в тварность бытия оборачивается осознанием противоположности между эманацией и творчеством. Если мир сотворен Богом, то оправданным считается и сам творческий акт, и все творчество. А вот если мир только эманирует из Бога, то можно считать неоправданным и само творчество, и творческий акт.

По Бердяеву, в истинном творчестве ничего не убывает, все только прибывает, как и в Божьем творчестве не убывает божественная мощь из-за своего перехода в земной мир. Наоборот, прибывает новая мощь. В результате, как считал философ, творчество является не переход некой силы в иное состояние, а оно обращает внимание на выделяемые им позиции, такие как творчество и тварность. В этом случае возможно предположить, что именно эти позиции Бердяев и рассматривает как фенонимы. В результате можно сделать вывод, что тварность и есть творчество. В результате творчеством является и мир. В этом случае оно проявляется везде, даже в культуре повседневности.

В настоящее время познакомиться в полной мере с этой проблемой можно в двухтомном труде Бердяева «Философия творчества, культуры и искусства». В первый том вошло его сочинение «Смысл творчества», а во второй — произведения, посвященные литературе и искусству. Это «Новая Фиваида», «Миросозерцание Достоевского», «О «вечно-бабьем» в русской душе», «Трагедия и обыденность», «Кризис искусства», «Преодоление декадентства», «Русский соблазн» и многие другие.

Значимые работы

Говоря о трудах философа, необходимо выделить еще несколько его значимых работ, которые помогут понять его мысли и идеи в полном объеме. В 1946 году появилась в творчестве Бердяева «Русская идея». Это программное произведение, представляющее определенный итог его многочисленных раздумий об исторических судьбах своей страны, русской душе, религиозном призвании ее народа.

Главный вопрос, который стремится исследовать мыслитель, заключается в том, что именно Творец замыслил, создавая Россию. Для характеристики русской идеи он использует понятие «коммюнотарность», считая его основополагающим. В нем он охватывает мирское и религиозное содержание понятий соборности и общинности. Все это резюмируется в идее богочеловечества.

Бердяев отмечает, что в русской идее становится невозможным индивидуальное спасение, так как спасение должно быть коммюнотарным, то есть все становятся ответственными за всех. Идея братства народов и людей кажется ему наиболее реалистичной. Также философ отмечает, что русская идея религиозна, в ней отражаются особенности национального духа, который пронизан атеизмом, богоборческими настроениями, материализмом, нигилизмом. Склонный к парадоксальному мышлению, Бердяев отмечает конфликт русской идеи с отечественной историей, большое количество противоречий, которые появлялись за все время существования его народа. При этом подчеркивает, что при всем стремлении к единству и целостности регулярно приходит к плюрализму и дальнейшему дроблению.

В 1947 году выходит еще один знаковый для понимания философа труд «Опыт эсхалотической метафизики. Творчество и объективация». Бердяев в нем рассматривает несколько проблем, которые считает основополагающими. В их числе — проблема бытия и существования, проблема объективизации и познания, проблема эсхатологии и истории. Также он пишет о так называемой тайне новизны, творчестве и бытии.

Источник

Смотрите также

А. Н. Островский, «Снегурочка»: анализ и описание произведения

Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем …

Светлана Лаврова: биография, творчество, произведения, отзывы

Есть одна китайская пословица, которая в переводе на русский язык означает: «На двух лошадях ездить …

%d такие блоггеры, как: