Главная / Интересно / Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» — обзор, история и интересные факты

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» — обзор, история и интересные факты

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» входит в число филиалов Государственного музея современной истории России. Открытие заведения произошло на территории Москвы в 1924 году. Местом для создания музея было выбрано обычное жилое здание с тремя этажами, музей располагается на первом этаже.

История создания музея

На территории современного музея в 1905 году была создана нелегальная типография, целью которой был выпуск социал-демократических газет и листовок. Открытие типографии произошло на окраине Москвы в жилом доме, владельцем которого был купец и мастер каретных дел К.М. Колупаев. Чтобы прикрыть деятельность типографии, в доме был создан небольшой магазин, который привлекал покупателей вывеской об оптовой торговле кавказскими фруктами. Пока верхняя часть дома была местом для продажи фруктов, в подвале вырыли небольшую «пещеру» в которой и поместили переносной печатный станок.

Владельцем магазина официально был признан Мариан Каландадзе, портовый грузчик, который обладал большим опытом торговли, но далеко не чистой репутацией. От имени Каландадзе торговыми делами в скрытой типографии занимался Силован Кобидзе, который являлся революционером и активным участником всевозможных забастовок. Он проживал на территории магазина со своей женой и маленькой дочерью.

Чтобы скрыть свою деятельность, подпольщикам приходилось докупать фрукты у других поставщиков, в результате чего магазин приносил только одни убытки. Но вот деятельность типографии была весьма успешной, хотя и напрямую связана с большими рисками, поскольку рядом со зданием магазина и типографии находился полицейский участок, а органы правопорядка ежедневно патрулировали улицу.

Когда правительство узнало о существовании данной типографии, было выделено огромное количество служащих полиции на её поиски. Но раскрыть месторасположение заведения так и не удалось, через год было принято решение закрыть типографию, а печатный станок транспортировать в новое здание.

В 1922 году о бывшем местонахождении типографии вспомнил В.Н.Соколов, ранее занимавший должность руководителя Транспортного технического бюро РСДРП, который и привнёс идею создать на месте бывшей печатной организации музей. В течение 2 лет происходила реставрация здания, и уже в 1924 году был открыт первый музей, посвященный политической истории России времен первой русской революции. Интересным фактом является то, что инициаторами открытия музея стали именно те люди, которые ранее работали в ней.

Составные части музея

С момента открытия музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» включал отреставрированное помещение магазина, подвал и непосредственно саму типографию. При этом все посетители того времени единогласно утверждали, что необходимо выселить жильцов (остальные помещения дома оставались жилыми) и увеличить количество комнат в музее, но руководители музея решили не принимать таких кардинальных решений.

В 50-х годах ХХ ст. во владение музея перешли комната и кухня, ранее принадлежавшая Силовану Кобидзе.

Экспозиция музея

Музей подпольной типографии (Москва) представлен в виде ряда помещений, выходящих на улицу, среди которых присутствуют подвал, прихожая, жилая комната, кухня. Особую роль играет подлинная витрина бывшего магазина, которая в 1927 году была реконструирована руками Н. Д. Виноградова. Интерьер комнат полностью соответствует образцу условий жизни московских горожан и включает в себя элементы грузинского быта.

Внутри музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» присутствует типичная русская печь и многочисленное количество кухонной утвари.

Подвал, где ранее размещалась типография, являет собой склад с ящиками и бочками, которые наполнены фруктами и сыром, а внизу этих бочек располагаются выпускаемые здесь листовки и газеты. В свою очередь, типография, в которой расположен печатный станок, находиться в колодце, предназначенном для стока воды. Людей в то помещение не пускают, но присутствующий там интерьер можно разглядеть через окно, созданное в стене подвала.

В кассах, где сейчас осуществляется продажа билетов в музей, можно ознакомиться с рядом фотографий, а также документами, в которых детально описывается история создания типографии, а затем и музей.

Современная деятельность музея

На сегодняшний день музей всё также продолжает свою деятельность, добраться до него можно с помощью метро, выйдя на станции «Белорусская» или «Менделеевская». Далее можно пройтись пешком до улицы Лесная, 55. Это и есть адрес музея.

В музее присутствует две экскурсии:

  • Одноименное название с музеем. На экскурсии посетителям рассказывают об истории появления типографии, особенностях её деятельности.
  • Лавка с секретом. Экскурсия театрализованного типа, которая дает возможность полностью окунуться во времена революционной России и представить себя жителем начала 20-го века.
  • В музей подпольной типографии (ближайшее метро — станции «Белорусская» или «Менделеевская») можно попасть со двора во вторник, среду пятницу и воскресенье с 10 утра до 18 часов вечера, а в четверг и субботу – с 11 утра до 19 часов вечера. В понедельник здесь выходной.

    Кроме того, в музее «Подпольная типография 1905-1906 гг» (Лесная, 55) проводятся всевозможные выставки и встречи, посвященные писателям современности.

    Стоимость посещения музея

    Стоимость билета в музей зависит от возраста:

    • взрослый билет стоит сто пятьдесят рублей;
    • для учащихся и пенсионеров – семьдесят рублей;
    • для инвалидов и детей до 16 лет вход бесплатный.

    Экскурсии в музее «Подпольная типография 1905-1906 гг.» платные.

    Здание музея в кинолентах

    На протяжении своего существования здание музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» несколько раз попадало в различные киноленты, вот основные из них:

  • «Американка» – фильм художественного типа, снятый Леонардом Исакием в 1930 году на территории СССР. Здание попало в кадр во время выступления Ленина на улице Лесной.
  • «Подпольная типография ЦК РСДРП в Москве» – фильм документального характера, рассказывающий об истории создания данной типографии, был выпущен на территории СССР в 1975 году.
  • «Дом на Лесной» – фильм, снятый в художественном стиле, об истории создания первой подпольной типографии.
  • Первый и последний фильмы показывают в музее, и посетители имеют возможность их посмотреть.

    Музей в литературе

    Не обошли вниманием подпольную типографию, а соответственно, и современный музей, и представители литературы.

    Н.Н. Попов, публикующийся под псевдонимом Дир Туманный, в 1928 году выпустил приключенческий роман под названием «Тайна старого дома», в котором с особой детальностью рассказывалось об истории создания типографии и её деятельности.

    В своей повести «Любовь к электричеству» В.П. Аксенов тоже упомянул о подпольной московской типографии, но он уделил ей только одну главу под названием «Тихий вечер в грузинах».

    Подпольная типография упоминалась даже в фантастических произведениях, например, в 1992 году Кир Булычёв в фантастическом романе под названием «Заповедник для академиков» рассказывает об альтернативной реальности.

    Использование истории типографии в квестах

    Популярность подпольной типографии столь велика, что в 2015 году Государственным центральным музеем современной истории России был запущен проект «Виртуальный музей». История бывшей типографии легла в основу игры-квеста «Достать из-под земли», которая включает в себя целых три сюжетные линии.

    Подпольная типография в Перми

    Несмотря на большую популярность подпольной типографии, размещенной на территории Москвы, ни в коем случае не стоит забывать о ещё одной аналогичной организации, действующей на территории города Пермь. Дом-музей «Подпольная типография» адрес имеет следующий: улица Монастырская, 142.

    Сегодня на территории типографии также присутствует музей, который внешне напоминает малоприметный жилой дом. В отличие от московской типографии, которая размещалась в жилище купца, в Перми для размещения типографии был выбран дом простых рабочих.

    Владельцем жилища был машинист пароходов Тиунов. Мужчина практически не бывал в доме из-за постоянных командировок, поэтому чтобы поддерживать его в жилом состоянии, дом сдавал квартирантам. В очередной раз сдавая в аренду своё жилье, Тиунов даже не мог предположить, что именно здесь будет кипеть подпольная деятельность.

    Инициатором создания подпольной типографии в 1906 году стал Я.М. Свердлов. Участникам подполья удалось выпустить огромное количество листовок, пока в июне того же года местонахождение типографии не было обнаружено. Участники подполья очень рисковали, снимая помещение для создания листовок за два квартала до участка полиции, и этот риск оказался неоправданным — все подпольщики были арестованы.

    Дом-музей «Подпольная типография» (Монастырская, 142) находится в небольшом доме, выполненном из дерева, к нему прилегает такой же небольшой по размерам участок земли. Дом состоит из трёх маленьких комнат.

    Осмотрев сени, можно переходить в кухню-прихожую, а затем в комнату, которая оформлена точно так же, когда здесь был размещен станок для печати листовок и газет.

    Сегодня музей предоставляет своим посетителям возможность увидеть типографский станок, несколько видов шрифтов, валики, уголки для набора шрифтов и листовки.

    Особенности работы пермского музея

    Сегодня музей подпольной типографии, расположенный в Перми, так же функционирует.

    Он работает пять дней в неделю кроме воскресенья и понедельника.

    Добраться до него можно следующими транспортными средствами:

    • трамваи – №№3, 4, 5, 7, 9;
    • троллейбусы — №№5, 7;
    • автобусы – №№14, 15, 68. Выходить нужно на остановке «Плеханова».

    Вход в музей подпольной типографии платный.

    На территории страны присутствовало ещё несколько подпольных типографий, которые на сегодняшний день ещё не стали зданиями музеев.

    Посещение вышеупомянутых памятников истории дает возможность посетителям не только окунуться в атмосферу начала 20-го века, но и увидеть много интересного.

    Источник

    Смотрите также

    Английские сокращения в русском языке: бтв, афк, офк — это…

    Американцы известны своей тягой к сокращению слов. Обусловлено это, как правило, тем, что у них …

    Хохмы и анекдоты про Чака Норриса

    Ну, конечно же, кто его не знает. Это ведь сам Чак, да к тому же …

    %d такие блоггеры, как: