Главная / Статьи / Стихотворение «Железная дорога»: анализ. «Железная дорога», Некрасов

Стихотворение «Железная дорога»: анализ. «Железная дорога», Некрасов

В этой статье мы рассмотрим стихотворение, написанное Николаем Алексеевичем в 1864 году, проведем его анализ. «Железная дорога» (Некрасов) — произведение, которое поэтично не только благодаря яркости создаваемых картин, прелести пейзажей. Оно является таким прежде всего из-за того, что свойство поэтичности является внутренней мерой, по которой все оценено в этом произведении.

Пейзаж в стихотворении

Пейзаж, изображенный в стихотворении, — это поэзия особого рода. Автор обозначает пору — осень, а вместе с ней использует словосочетание «ядреный воздух» — дерзкая заявка, которая, кажется, обрывает связь с традицией описания этого времени года в русской поэзии. Природа, зовущая именно выспаться, а не спать, многого стоит. Усталый по-мужицки человек хочет отдохнуть, уйти в природу. Но не для того, чтобы блаженство в истине находить, а просто для того, чтобы выспаться.

Сфера поэтического

Не пропадает при этом сфера поэтического, напротив, она расширяется. В окружающем мире все изображается лирически, даже нехарактерные для традиции предметы: моховые кочки и пни, лед, «будто тающий сахар». Стих Некрасова распахнут в природу. Не только внутри вагона, но уже и вне его мы глотаем целительный воздух, который бодрит «усталые силы». Около леса можно выспаться, будто «в мягкой постели» — здесь передается приобщение к природе почти физическое, не в тютчевском, высоком смысле, а в самом прямом, непосредственном, но по-своему высоком. Не прозаирует Некрасов поэтическое, а, наоборот, поэтизирует все прозаическое. Он говорит о том, что везде узнает «родимую Русь» — как будто вбирает ее в себя.

Композиция произведения

Продолжим наш анализ. «Железная дорога» (Некрасов) делится на несколько частей. В первой из них описание природы настраивает на восприятие ее значительности. Во вступлении слышны мотивы и интонации народной песни. Здесь — «студеная речка», «родимая Русь». Народ, который скажет о себе непосредственно немного позднее, представлен уже и здесь. Через поэта и в нем он заявляет о себе.

Единство частей

Необходимо отметить внутреннее единство первой и второй части этого произведения. Это не контраст, как можно было подумать. И та и другая картина поэтичны. Удивительный сон, увиденный Ваней, — раскрепощающая условность, дающая возможность наблюдать многое, чего не встретишь в повседневной жизни. Этот мотив часто использовался в отечественной литературе и до Некрасова. Вспомним, например, Чернышевского и Радищева. У Николая Алексеевича сон перестает являться лишь условным мотивом. Он представляет собой поразительное явление, где необычно и смело совмещены с поэтическим импрессионизмом реалистические образы. Этот сон описан не для выявления некоторых подсознательных состояний, но при этом и не перестает сам по себе быть явлением подсознательным. То, что происходит, имеет место быть именно во сне, точнее, в атмосфере необычной полудремоты. Рассказчик о чем-то все время повествует, а мальчик видит что-то своим детским растревоженным воображением, причем намного больше того, что было рассказано ему. Собеседник Вани говорит о косточках, и вот они, словно в романтической сказке, ожили; рассказывает о тяжелой жизни некоторых людей, и они пропели мальчику страшную песню. Опомнившийся, разбуженный Ваня не может понять, где явь, а где сон.

Мотив сна в произведении

Продолжаем наш анализ. «Железная дорога» (Некрасов) — произведение, в которое вовсе не случайно включен мотив сна. Сон мальчика был подготовлен уже отчасти пейзажем вступления, этой лунной ночью. Элемент ее описания появляется также во второй части. «Сияние лунное» точно повторится, предваряя сон.

Поэт Некрасов не позволяет, однако, Некрасову-живописцу добавить в произведение ни одной лишней краски, поскольку стремится к сосредоточенности, почти гипнотической, своих стихов.

Вместе с мальчиком мы погружаемся в атмосферу полудремоты, полусна. Рассказ строится не только как повествование о жизненной правде, но и как сказка, обращенная к Ване.

Отсюда сказочная масштабность и безыскусность уже самых первых образов произведения: огромен труд, он одному «не по плечу», есть царь в мире, который беспощаден, и названье ему — голод.

Балладность сна

Здесь нет еще сна. Только поезд, дорога, дремлющий мальчик, и вот поэт в единственный раз прерывает рассказ, подключая к нему ритм дороги, он как бы усыпляет, после чего начинается Ванин сон, который описывается, как баллада. Мертвецы с зубовным скрежетом, странная песня, луна — характерные для балладной поэтики аксессуары. Они в первых строфах сгущаются и усиливают тем самым ощущение сна, как показывает анализ произведения «Железная дорога» (Некрасов). Подчеркивается балладность, как будто декларирующая высокую романтическую традицию, в рамках которой будет происходить рассказ о народе, переходящий в песню.

Два народа

Продолжаем наш анализ. «Железная дорога» (Некрасов) — произведение, в котором показано два народа, и, соответственно, дано два различных отношения к нему. Есть возмущение, но в то же время умиление. Народ описывается и в нравственной поэтической сущности, и в рабской пассивности, которая вызывает у автора горькую иронию.

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Некрасов) позволяет говорить о том, что явленный во сне образ народа — необычайно масштабный и трагический. С рассказом о белорусе, его описанием, он приобретает как будто бесстрастную сухость, в которой заключена предпосылка нового взрыва, лирического пафоса. Зарисовка заканчивается словами, что тот не разогнул свою спину, молчит и механически долбит мерзлую землю лопатой. Этот труд называется «благородным». Но то, что может на первый взгляд показаться логическим несоответствием, тонет в потоке воодушевления народным трудом, это говорит о том, что автор далеко идет в этом воодушевлении и мало думает об обличении народа.

Анализ стиха «Железная дорога» Некрасова показывает, таким образом, что в первой части произведения описывается явь, во второй — сон, но есть также то, что их объединяет: это поэзия природы, воспринятая по-народному, поэзия подвига и страдания. В третьей части опять явь. Пробуждение неожиданно, переход резок. О нем не говорится. Мы лишь разбужены звуками, свистком, «взвизгнувшим». Нарушен сон, но поэзия его сохранилась.

На этом завершим наш анализ стихотворения «Железная дорога» (Некрасов). Мы выделили лишь основные моменты. Поразмышляйте над произведением самостоятельно, и вы наверняка найдете и другие интересные особенности этого стихотворения, и сможете провести собственный анализ. «Железная дорога» (Некрасов), 6 класс школы — это первое знакомство с произведением. В это время еще не изучается подробно биография автора, некоторые художественные особенности стихотворения. Но со временем мы начинаем глубже понимать это творение, проводя его анализ. «Железная дорога» (Некрасов) — 7 класс школы — это рассмотрение детальное, на уровне учебной программы. Но по прошествии множества лет, открыв сборник Николая Алексеевича, мы по-новому прочитываем его строчки.

Источник

Смотрите также

Сказка «Синюшкин колодец»: герои, краткое содержание, отзывы

Павел Петрович Бажов – известный русский писатель. Его творчество занимает особое место в русской литературе, …

Прозаик — это… Значение слова

Литература – сложная наука. В ней, как и в любой другой, есть свои термины. Например, …

Leave a Reply

%d bloggers like this: