Главная / Статьи / Прибаутки — это… Малые жанры фольклора

Прибаутки — это… Малые жанры фольклора

Детский фольклор представляет собой отдельную систему устного народного творчества с присущими только ей жанровыми компонентами – колыбелями, дразнилками, прибаутками. О существовании последних известно всем, даже людям, абсолютно далеким от изучения текстов или воспитания детей. Вероятно, многие сразу вспомнят присказки о сороке-вороне, козе рогатой (хотя как раз их, судя по всему, следует относить к иному жанру – потешкам). Путаница долгое время существовала и в фольклористике. К прибауткам относили что угодно, включая скороговорки, дразнилки, перевертыши. Однако сейчас подобных ошибок ученые-литературоведы стремятся избегать, так что жанр прибауток достаточно определен. О его специфике пойдет речь в статье.

Жанровое определение

Прибаутки – это небольшие рассказы юмористического характера, забавляющие малыша своим содержанием или ритмической организацией. Обладают довольно незамысловатым сюжетом, могут исполняться как в прозаической, так и поэтической форме.

Место в детском фольклоре

Песни-прибаутки следует отличать от пестушек и потешек, которые адресованы совсем маленьким детям и сопровождаются несложным физическим упражнением, массажем. Миниатюрные тексты, состоящие из одного предложения, позволяли установить контакт между взрослым и ребенком, поднять настроение даже самому капризному малышу. Прибаутки — это несколько иное. Они также нацелены на достижение подобного результата, однако предназначаются для более взрослой аудитории, когда ребенок может не только распознать обращение к себе, но и как-то ответить на него. Уже к концу «колыбельного» периода (возраст 2–5 лет) чадо имеет достаточный лексический запас, дабы воспринимать игру со словом, каламбуры на смысловом уровне.

Через подобные присказки маленький человечек познает мир, в котором ему предстоит жить. Необходимые философские категории, социальные проблемы способны умещаться в незатейливой, местами примитивной форме. Даже самые банальные прибаутки (например, «Пошел козел за лыками») дают представления об укладе семейной жизни, разделении труда между мужем и женой. А далее ребенку становится известно, что лес полон опасностей, козу подстерегает волк, но ведь и сам зверь страшится стрельца – амбивалентность, носящая универсальный характер!

Специфика бытования

Детские прибаутки часто импровизируются, так что не существует специальных предписаний, как же следует их исполнять – хором или в одиночку. Причем возраст сказывающих не имеет значения. Сами дети могут с удовольствием сочинять тексты, а потом их озвучивать.

Происхождение

Русские народные прибаутки восходят к «скоморошным» песням, игровым приговорам, исполняемым в диалогической форме:

— Коза, коза,

Где была?

— Коней стерегла… и т. д.

От скоморохов были унаследованы различные прибаутки о насекомых, которые рубили дрова, топили баню, об умных свиньях и многие другие.

Соотносить этот жанр с детьми стали только к концу XVIII века. Впервые прибаутки были опубликованы в «Отечественных записках» фольклористкой Авдеевой. Она не отделяла их от колыбельных песен, хотя и указывала, что подобные произведения не всегда пелись, а зачастую рассказывались няньками.

Содержание

Итак, прибаутки – это еще один механизм развития интеллекта ребенка, проявляющегося на ранних этапах жизни в богатом воображении. Именно поэтому детские песенки обильно насыщаются фантастическим элементом. В прибаутках кошка шьет ширинку, утки играют в дудки, а таракан, несмотря на свои малые размеры, вполне способен поднять топор и рубить дрова. Самый яркий пример такого странного содержания – песенка «Танцевала рыба с раком». В этой прибаутке всеобщая вакханалия затрагивает обитателей рек (упомянутые выше рыба и рак), овощи (лук, чеснок, петрушка) и даже людей. Единственной осталась без пары морковка, которая не умела плясать… Картина выходит довольно сюрреалистичной, не правда ли?

Для прибауток характерен повтор, чтобы ребенок лучше запомнил информацию. Так, последняя строка присказки «Вода не йдет огонь лить» повторяется девять раз, та, что перед ней, – восемь и так далее по нисходящей. Ну и, конечно, прибаутки (это главное условие их содержания) должны оказывать эстетическое воздействие, приносить ребенку радость. Такая цель достигается художественными достоинствами самих текстов – яркими метафорами, звукописью, богатством рифм.

Особенности

Смысловое наполнение прибауток определило их художественную специфику. Они имеют крайне незамысловатый, даже примитивный сюжет, который стремительно развивается и охватывается ограниченный круг действующих лиц. К тому же он склонен повторяться в прибаутках различных народов. Например, довольно известной является английская песенка о старухе, поселившейся в башмаке. Бабушка отличалась строгостью: у нее было много детей, которых она кормила супом без хлеба, била, а чтобы те не слишком возмущались, рано отправляла их спать. Практически аналогичную прибаутку записали из уст неграмотной крестьянки, жившей в Вологодской губернии. Правда, в русском варианте старуха уже подобрела и расщедрилась: рукоприкладства себе не позволяла, а к первому блюду (щам) добавилась еще каша с маслом.

Для прибауток характерно использование постоянных словесных формул с «жили-были» и «в некотором царстве». Язык этих произведений незамысловат, синтаксис отличается простотой и четкостью. К особенностям песен-прибауток также относят уже упомянутые повторы, звукопись (аллитерацию), смежную систему рифмовки.

Классификация

Русские прибаутки очень неоднородны по своей сути. Среди них встречаются шутливые присказки, описывающие зверей, насекомых, которые занимаются человеческими делами. Пример тому – прибаутка о кошке в лукошке, которая шьет рубашки, пока кот «на печи сухари толкет».

От них необходимо отличать песни, которые исполнялись взрослыми для детей. Они еще называются кумулятивными, то есть построенными на повторении различных мотивов, образов. Пример таких песенных присказок – «Жил я у пана», «Было у вдовушки восемь дочерей» и многие другие.

«Предком» прибауток-диалогов называют игровые заговоры, которые стали считаться частью детского фольклора только к первой половине ХХ века. Их примеры – песенки-беседы о конях, которые пошли в лес, быках, выпивших воду, и т. д. В отдельную группу входят детские прибаутки, лишенные комического эффекта. К последним относятся обращения наподобие «наша дочка в дому, что оладушек в меду».

Прибаутки и другие малые жанры

Реже встречаются прибаутки-притчи. Подобное жанровое обозначение вообще спорно, и некоторые исследователи предпочитают называть их детскими анекдотами. Но это не совсем корректно. В отличие от анекдота, прибаутки-притчи представляют собой некий урок нравственности, который воплощен в занимательной форме.Яркий тому пример – присказка о Тите, который не хотел молотить, однако от каши отказаться не смог и пытался отыскать свою большую ложку. Когда же ребенок пытается сделать что-то наспех, кое-как, ему напоминают: «Сбил-сколотил – вот колесо! Сел да поехал…» Ну а что случается после такой поездки, известно всем – авария и поломка транспортного средства.

А вот на похвальбу ребенка стоит ответить остроумным диалогом с Ваней, который поймал медведя, однако отойти от него не может, так как гадкая зверина «не пущает». Анекдот такой морализаторской, поучительной составляющей лишен. По своей природе он — жанр прозаический, ему чужда стихотворная организация текста прибауток. Так что выделение последнего разряда вполне правомерно.

Русские народные прибаутки могут контаминировать (соединяться) с другими малыми жанрами. Это очень распространенное явление для фольклора. Так, встречаются считалки-прибаутки, сохранившиеся благодаря Далю. Они хорошо подходят для активных игр, когда сам по себе процесс выбора, кто же будет водить, способен доставить удовольствие. Нередки также загадки-прибаутки, повествующие о столбе воротынском, которого никто не минет, включая царя с царицей. Кстати, разгадка этой головоломки чрезвычайно проста – намогильный знак.

Прибаутки и колыбельные песни

Детские присказки возможно соотносить и с колыбельными песнями, у которых те позаимствовали образную систему. Вот почему главными героями прибауток зачастую являются кошки, куры, барашки и другие животные. Особенно часто встречаются детские песенки, в которых участвуют два действующих лица – коза с лубяными глазами и сорока. Последняя интересуется, где же та была, а ответом ей служит фраза наподобие «пасла жеребят, которые в лес ушли/под гору пошли», то есть потерялись.

Подобные прибаутки можно услышать даже в наши дни. И в этом их особая прелесть. Ведь тому, что веками создавал народ, уготована судьба существовать вечно, не утратить актуальности, некой новизны для последующих поколений.

Источник

Смотрите также

Сказка «Синюшкин колодец»: герои, краткое содержание, отзывы

Павел Петрович Бажов – известный русский писатель. Его творчество занимает особое место в русской литературе, …

Прозаик — это… Значение слова

Литература – сложная наука. В ней, как и в любой другой, есть свои термины. Например, …

Leave a Reply

%d bloggers like this: