Главная / Статьи / Николай Гоголь, «Рим»: краткое содержание, описание и отзывы

Николай Гоголь, «Рим»: краткое содержание, описание и отзывы

Отрывок «Рим» впервые увидел свет благодаря публикации в журнале «Москвитянин». Читатели познакомились с этим произведением в 1842 г. Повесть «Рим» является отрывком из романа «Аннунциата», который Гоголь писал в 1838-1839 гг. Однако произведение так и не было закончено писателем.

В отрывке «Рим» Гоголь отразил те впечатления, которые он получил при посещении Италии. Есть произведении и размышления автора о судьбе этой страны. Ознакомимся с кратким соежржанием повести Гоголя «Рим».

Знакомство с главным героем

О чем поведал нам в своей повести «Рим» Николай Гоголь? Рассказчик сообщил читателю о чувствах двадцатипятилетнего князя. Этого наследника одной из благородных фамилий покорила красота простой девушки, которую зовут Аннунциата. Но именно потому, что читателю необходимо знать буквально все, автор проводит небольшую экскурсию в прошлое и знакомит нас с жизнью молодого человека.

Детство главного героя

Рос будущий князь в Риме. Его воспитанием занимались учителя и гувернеры. При этом они придерживались обычаев римских вельмож. К будущему наследнику семьи был приставлен аббат. Он считался для него дядькой. Аббат был человеком не очень образованным. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что растущий князь знал не очень много.

Обучение

Скорее всего, юноше так и суждено было остаться неучем. Однако его отец, старый князь, внезапно решил поменять методику воспитания. Он посчитал нужным дать своему сыну престижное европейское образование, направив его в университет, который находился в северной части Италии, в городе Лукка.

Молодой человек пребывал в стенах этого учебного заведения на протяжении шести лет. После этого он понял, что его манит к себе Франция. Ведь ее влияние хорошо чувствовалось на территории всей Верхней Италии.

Поездка во Францию

Из очень краткого содержания «Рим» Гоголя мы узнаем, как развивались события дальше. Молодой человек мечтает повидать Францию. Однако он знает, что его отец, хорошо известный своим деспотизмом, ни за что не разрешит ему отправиться в эту страну. Тем не менее судьба благоволит ему. Совершенно неожиданно для себя молодой аристократ получает письмо от старого князя, в котором тот приказал сыну отправиться в Париж и продолжить обучение там. Юноша едет в город своей мечты. И уже с первых дней Париж буквально поглотил молодого человека в водоворот своей бурлящей жизни. Но прошло четыре года. Молодой князь стал рассматривать свое пребывание в Париже как что-то невыносимое. Он устал от лоска этого города, понимая, что за внешним блеском скрывается пустота. Князь начинает скучать по своей родной Италии.

Возвращение на родину

Неожиданно жизнь молодого человека значительно усложняется. Дело в том, что отец перестал высылать ему деньги. Князь вынужденно влезает в долги, чувствуя себя с каждым днем все более одиноким. Юноша отправляет письмо отцу, в котором просит вернуть его в Рим. Но вскоре к молодому человеку приходит банкир и вручает ему письмо от дяди. Из этого послания князь узнает, что его отец умер, а ему надлежит вернуться в Рим для того, чтобы по своему усмотрению распорядиться имением, наследством и титулом.

По возвращению домой юноша видит, что дела его семейства находятся в сильном упадке. Их усугубляют тяжбы, а также слишком большое количество слуг, которым нужно платить деньги. Князь пытается поправить пошатнувшиеся семейные дела. Именно поэтому он начинает жить довольно скромно. Но при этом он находит для себя самый большой источник удовольствия. Им для молодого князя становится сама Италия с ее удивительной историей. Буквально во всем молодой человек видит в своей стране монументальность и грандиозность. Его поражают следы величия города Рима. Князь стремится как можно больше узнать о своем народе, для чего начинает изучать историю.

Карнавал

Князь обращает внимание и на итальянских женщин. Он сравнивает их с римскими зданиями. Подобно им, среди женщин он видит либо красавиц, либо, напротив, безобразных девушек и дам. Он считает, что просто «хорошеньких» нет.

Князь наслаждается женщинами, словно стихами в чудесной поэме. Однако вскоре к его увлечениям добавляется еще одно. Это чувство, которое объявило войну всем прочим, и название ему – страсть.

В Риме начинается карнавальное шествие. Принимать в нем участие князь не желает. Однако ему приходится пробираться сквозь толпу горожан. В ней он и увидел Аннунциету. Завороженный красотой, а также исходящим от нее спокойным великолепием, князь тут же влюбляется в девушку. Аннунциета заметила взгляд незнакомца. Однако она смутилась и сразу же спрятала глаза.

В поисках красавицы

Проказники, находящиеся в толпе, обсыпают князя мукой. Молодой человек, белый с головы до ног, бросается домой. Переодевшись, он пытается вновь разыскать в толпе понравившуюся ему девушку. И только мельком он успевает заметить, как красавица садится в телегу, чтобы уехать. Молодой человек, окруженный толпой, понимает, что угнаться за Аннунциетой — дело безнадежное. Именно поэтому он направляется к добродушному и расторопному Пеппе. Этот человек является выходцем из богатого дома негоцианта. Однако Пеппе разорился, так как его страстью была лотерея, в которую он неудачно вложил все свои деньги. Теперь ему приходится перебиваться случайными заработками, для чего он выполняет различные поручения.

Молодой князь отводит Пеппе подальше от толпы для того, чтобы повести с ним важный разговор. Он хочет, чтобы этот человек разыскал для него красавицу-незнакомку. Однако юноша тут же забывает обо всем. Он видит Рим, который озаряют лучи заходящего солнца. Город просто великолепен.

К сожалению, свою повесть «Рим» Николай Васильевич Гоголь дописать не успел. Именно поэтому читатель так и не узнал, чем завершилась история тех молодых людей, с которыми он нас познакомил в своем произведении.

Идея замысла

Повесть Гоголя «Рим» не является событийной. Ее можно назвать философской. В произведении противопоставлены друг другу два города – Рим и Париж. Первый из них олицетворяет собой затишье искусства и раздумья. Он настраивает человека на равновесие, усмиряя в его душе тоску и мятеж. Париж, напротив, – город движения, политических страстей и круговорота. Для князя Париж и Рим – мир. Гоголь показывает первый из этих городов как настоящее, а второй – в качестве прошлого. Париж для молодого человека – яркость минуты. Рим же для него – постоянство вечности, ее нетленность и глубокая красота.

Анализируя «Рим» Гоголя, можно понять, что эти два города автор показал не просто символами. Он представил их в качестве живых образцов двух цивилизаций.

Взор главного героя, который является аналогом авторского, направлен на историю и искусство, духовность и красоту Рима. Это внушает ему мысль о цели, о наследовании и о преемственности, которая приходит из далекого прошлого. Яркость минуты блекнет перед истинным дыханием вечности, которое не имеет никакого временного исчисления.

Некоторые отзывы о «Риме» Николая Гоголя сравнивают это произведение автора с его «Записками сумасшедшего». Уже при их создании писатель позволил своему герою играть с календарем, шутить со временем и, беря историю, устраивать из нее балаган в виде сальто-мортале, хождения вниз головой и т.д. В дневнике сумасшедшего время вроде бы тоже сошло с ума. Оно скачет, порывая с привычными представлениями о череде дней. В «Записках сумасшедшего» Гоголь посмеялся над самолюбием «настоящей минуты». Герой Гоголя Поприщин не понимает ставки на минутное. Для него это не более чем пустой звук. Истинным Хроносом он считает душу человека, которая, в отличие от времени, бесконечна.

Так же и в своих записках из Рима Гоголь перевернул существующий календарь. Он датировал все вовсе не 19 в., а использовал более глубокое время. Например, когда Н. В. Гоголь в Риме делал любые записи, их он подписывал примерно так:

«М-ц апрель, год 2588-й от основания города».

Этим он хотел как только мог продлить настоящий день, вытянув реальную минуту на всю длину исторической неограниченности.

Путешествие в Италию

Исследователями установлено, что свою повесть «Рим» Гоголь создал как непосредственное отражение своей заграничной жизни. В ней он описал и те философские и исторические раздумья, которые были вызваны этим путешествием.

Несколько месяцев в конце 1836 г. и в начале 1837 г. Николай Васильевич провел в Париже. Ему была чужда та общественная и политическая жизнь, которая имела место в тогдашней Франции. В марте 1837 г. Гоголь уехал в Рим. Здесь, в Италии, с небольшими перерывами он жил до 1841 г., работая над «Мертвыми душами».

Гоголь всей душой полюбил «вечный город» Рим с его памятниками искусства и истории. Подтверждением тому были многочисленные письма к знакомым и друзьям, в которых писатель рассказывал о своем интересе не только к истории Италии, но и ко всему современному, что существовало в ней.

Идея об оформлении своих заграничных впечатлений появилась у Николая Васильевича, скорее всего, уже в 1837 г. Это подтверждают многие цитаты Гоголя о Риме. Например, в письме писателя к П.А. Полетневу были высказаны суждения, которые близки к идее будущей повести:

«Все прекрасно под этим небом; что ни развалина, то и картина; на человеке какой-то сверкающий колорит; строение, дерево, дело природы, дело искусства — все, кажется, дышит и говорит под этим небом… Перед Римом все другие города кажутся блестящими драмами, в которых действие совершается шумно и быстро в глазах зрителя».

В этом же послании Гоголь дал обещание, что друзья обязательно увидят его записки

«в которых отразились, может быть, верно впечатления души моей».

Через полтора года писатель отослал послание А.С. Данилевскому, в котором находились наброски записок, предвосхищавшие план «Рима». Так, Гоголь рассказал:

«Ты немало уже видел и слышал — хлопочущий Париж и карнавальная Италия. Право, много всего, и русский человек в середине».

В этой цитате достаточно сделать только одну замену, чтобы увидеть сюжет повести. То есть убрать «русского человека» и вставить вместо него «итальянского князя».

Отзывы критиков

Многие исследователи подчеркивают тот факт, что своих героев Гоголь, как правило, показывает не в динамике, а в социальной статике. И это прослеживается во многих его произведениях. Совсем иначе обстоит дело в повести «Рим». Гоголь выбрал в качестве своего главного героя вовсе не мелкого чиновника, который подавлен и порабощен бюрократической машиной. Он познакомил своего читателя с человеком, способным давать трезвый анализ окружающей действительности, имеющим широкий ум и играющим роль сознательного наблюдателя центральных событий своей современности.

В отличие от других произведений автора, герой повести Гоголя «Рим» не ограничен в образе. Напротив, молодой князь буквально отражает интеллектуальную жизнь писателя. Так же, как и автор, юноша лишь ненадолго увлекся Парижем. После этого к нему приходит разочарование в культурной и политической жизнью Франции, которая была во времена Луи-Филиппа. Именно это и позволило ему, возвратившись на родину, переоценить ее и открыть в итальянском народе и в его культуре новые черты, не угаданные им прежде.

Повесть «Рим» Н. В. Гоголя и душа Рима слились в единое целое. Великое прошлое своей страны, архитектурные и художественные памятники города, а также веселье народного карнавала воспринимаются князем в виде результата собственной идейной эволюции. Герой осознает, что в мире существует культура более гармоничного и высокого типа, чем та, которую можно увидеть в буржуазной Европе. Ведь Франция, по его мнению, завуалировала свою странную недеятельность покровом вечного кипения. При этом молодой князь осознает, что более высокая и совершенная культура Рима принадлежит не только эпохе Возрождения и не одному лишь отдаленному прошлому. Ее осколки живут в итальянском народе. Эти люди смогли сохранить свою независимость, внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, не смотря на политическое порабощение австрийцами. Этот народ молодой князь не смог оценить, пока не пожил за границей. Однако все изменилось. Теперь он знает и понимает все благодаря разочарованию в политической и общественной жизни Парижа 30-х годов 19 в. Девушка Аннунциата явилась символом красоты итальянского народа. Их встречу, о которой рассказывает отрывок из романа, Гоголь, скорее всего, хотел увенчать союзом молодых людей.

Через несколько лет после опубликования повести «Рим» Гоголем было отмечено, что в европейских странах начали обнаруживать себя уничтожающие и разрушающие начала. Все они являлись предвестниками мощной и широкой революционной волны, которая прошлась по Европе в 1848 г. Эти исторические события оказали на Гоголя глубокое влияние. Писатель боялся того, что революция переметнется в Россию. Именно поэтому он встал на защиту старого порядка. Гоголь полагал, что Россия, сохранив свои патриархальные устои, способна развиваться дальше без социальных потрясений. Эти раздумья находятся на втором, скрытом плане «Рима». Писатель, рассуждая о будущем Италии, тесно связывал эти мысли с будущим своей родины. Не случайно повесть «Рим» создавалась классиком именно в тот период, когда он работал над первым томом своих знаменитых «Мертвых душ».

Музей Гоголя

В 2013 г. в Риме состоялось торжественное событие. Здесь, в столице Италии, начал работать культурный центр, который носит имя Н.В. Гоголя. Для посетителей открыты двери квартиры, в которой более 150 лет назад жил русский писатель. Именно здесь классик создал свои «Мертвые души», «Тараса Бульбу» и «Шинель».

Музей Гоголя в Риме находится на улице Систина, на втором этаже. На доме – табличка с надписью «Здесь жил Гоголь». В квартире воссоздана та обстановка, которая была в ней в период проживания русского писателя. Это надпись на звонке – «Гоголь», а также почтовый ящик. Николай Васильевич много писал. В ответ он также получал большое количество корреспонденции.

Квартира состоит из трех комнат. В прихожей располагается библиотека. Здесь вся стена заставлена полками. На вешалке можно увидеть гоголевскую тросточку и плащ.

Вечерами писатель принимал гостей. Здесь бывал практически весь свет города. Проживал Гоголь в Риме за счет царской казны, которая выделила ему 5000 руб. Однако этих денег Николаю Васильевичу не хватало. Именно поэтому он после 2-3-месячного пребывания в Риме уезжал в Петербург. После возвращения хозяин предлагал ему другие квартиры в этом же подъезде. Так что Гоголь пожил здесь практически везде, сверху донизу.

Источник

Смотрите также

А. Н. Островский, «Снегурочка»: анализ и описание произведения

Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем …

Светлана Лаврова: биография, творчество, произведения, отзывы

Есть одна китайская пословица, которая в переводе на русский язык означает: «На двух лошадях ездить …

%d такие блоггеры, как: