Главная / Статьи / Монографический анализ стихотворения Константина Бальмонта «Придорожные травы»

Монографический анализ стихотворения Константина Бальмонта «Придорожные травы»

В свое время Константин Бальмонт был таким же популярным, как и Блок. Молодежь записывала строки из его стихов в дневники и цитировала на поэтических вечерах. Его невозможно было не любить. Ни его самого, ни его произведения. Отдаваясь до конца своему творчеству, он не представлял себя вне любви. Поглощенный всеобщим вниманием поэт был воплощением позерства и детской непосредственности, что ярко выражается в стихотворении Бальмонта «Придорожные травы».

Откуда бралось это все?

Стихотворение Бальмонта «Придорожные травы», впрочем, как и множество других его произведений, не оставляет читателей равнодушными. Бальмонт – поэт, прозаик, символист, переводчик, эссеист и просто выдающийся представитель поэзии Серебряного века. Биографы и литераторы неустанно строят теории о том, как писал поэт, какие приемы использовал, какими символами обозначал те или иные события. Они хотят знать, откуда бралось вот это все задушевное и гениальное. Вот только теории бессильны перед стремлением человеческой души.

«Рождается внезапная строка (…)

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И право никогда — не сочиняю».

Сам поэт ответил на эти вопросы, он просто писал, руководствуясь творческими порывами. В одном из своих писем он выразился так: «Мне везет и пишется. Жить и жить, вечно жить хочется. Я написал больше ста новых стихов, это было настоящее сказочное сумасшествие». Он никогда не планировал свою творческую деятельность, а просто писал, от этого рождалось его желание жить и любовь к миру. Множество его произведений возникли внезапно, даже для него самого. «Придорожные травы» Бальмонта одно из таких стихотворений.

«Великий» поэт

Как говорят современники Бальмонта, он был позером. Ему нравилось принимать задумчивый вид и строить из себя настоящего литератора, гения поэтической мысли и ценителя литературной прозы. Вот только гордо вскинутая голова и нахмуренные брови даже у самого Бальмонта вызывали задорный и добродушный детский смех.

Произведение Бальмонта «Придорожные травы» можно считать рифмованным воплощением одной из позерских поз поэта. Вот только здесь читатель не встретит лживого пафоса. Благодаря своему поэтическому таланту и стремлению к прекрасному, Бальмонт из стиха-позера создал произведение высокой гармонии.

В первом четверостишье произведения «Придорожные травы» Бальмонт представляется читателю в образе великого поэта, мудрого философа, всевидящего гения, что находится на одном уровне с Богом. Но это только так кажется. Рассуждая о тщетности бытия, где одно тележное колесо может изувечить жизнь красивому, еще не распустившемуся цветку, Бальмонт привлекает внимание читателя к себе, как к поэту-философу.

Ребячество

И в то же самое время поэту по-детски жалко цветы. Ведь только ребенок может воспринимать увядание цветов с такой скорбью и серьезностью. Поэтому при анализе «Придорожных трав» Бальмонта видно, что во второй строфе поэт акцентирует внимание на трагедии природы и человеческом конфликте.

Вот так при запрете на свободу мыслей и чувств, рождается трагедия и конфликт. Как заядлый символист он показывает, что современное общество поступает неправильно, диктуя условия, что ущемляют человеческую суть. Также в этой строфе прослеживаются отголоски мистики, что были так не чужды поэтам-символистам того времени. Фатум. Плачевное стечение обстоятельств, которое делает придорожные травы сухими, а человека несчастным – неотъемлемая часть этого мира. Об этом и пишет Бальмонт.

Навстречу солнцу

Как ребенок не желает принимать жестокую действительность, так и поэт пытается направить читателя к свету. При анализе стихотворения Бальмонта «Придорожные травы» можно заметить, как в третьей строфе лирический герой говорит читателю о том, что пришла пора сделать выбор: остаться лежать в пыли и смотреть на небо, так и не успев расцвести, или же пойти навстречу солнцу.

И чувствуется в этих строках что-то мистическое, словно прикрываясь беззлобной, задорной детской улыбкой автор вручает читателю странный заговор и предрекает, что хорошо жить будут только те, кто осмелился пойти к свету. В четвертой и последней строфе Бальмонт говорит, что царствовать суждено тем, кто поднялся с пыли, но не тем, кто пренебрег своим расцветом.

Поэзии Бальмонта нередко приписывали магические свойства. Когда-то рассказывали историю, что замерзающая женщина читала наизусть стихотворение Константина Дмитриевича и смогла согреться. Возможно, в этом есть доля правды, вот только здесь нет никакой мистики, просто поэт знает, чем можно затронуть человеческую душу, как заставить ее согреться, встрепенуться и пуститься в дальний путь.

Источник

Смотрите также

А. Н. Островский, «Снегурочка»: анализ и описание произведения

Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем …

Светлана Лаврова: биография, творчество, произведения, отзывы

Есть одна китайская пословица, которая в переводе на русский язык означает: «На двух лошадях ездить …

%d такие блоггеры, как: