Главная / Интересно / Модернизм в архитектуре. Стили в архитектуре. Современные стили архитектуры

Модернизм в архитектуре. Стили в архитектуре. Современные стили архитектуры

Модернизм в архитектуре и искусстве порой путают с модерном. Подобное заблуждение понятно, так как оно исходит из обычной логики: однокоренные слова указывают примерно на одно и то же, однако на практике ситуация складывается иначе. Модерн — это термин, который определяет исторический период в контексте искусства, тогда как модернизм — вполне определенное направление, которое характеризуется не столько особенными деталями, сколько отказом от опыта и акцентов прошлых лет.

Его можно и нужно рассматривать не только как архитектурное, но и историческое явление. По большому счету, это была лакмусовая бумажка, которая реагировала на все, что происходило не только в мире и социуме в целом, но и в умах отдельных людей. Модернизм — стиль восприятия жизни, символ надежд того времени.

Откуда?

Сам термин берет свое начало из итальянского, где слово modernismo переводится как «современное течение». Вообще, языки в этом смысле на удивление едины — аналогичный смысл имеет и французское слово moderne, и английское — modern.

Появление модернизма было спровоцировано желанием перейти на качественно новый уровень жизни во всех ее проявлениях. Новый век и новые технологии породили культ науки в ее гипертрофированной форме, который можно проследить в том же «Гиперболоиде инженера Гарина». Население Европы в 20-х годах XX века отреклось от наследия прошлых лет и кардинально обновило стили в архитектуре.

По мнению историков, развитие модернизма получило толчок вследствие революций, причем как на политической арене, так и в умах людей. Кроме того, новое направление стало реакцией на избыток пафоса, старомодности и наигранности, которые были присущи тому же викторианскому стилю. Катализатором развития стали технические достижения, которые позволили применять в процессе создания материалы, ранее недоступные в силу примитивности процесса производства.

Начало

Идейное начало модернизму было положено в середине позапрошлого века. Процесс оказался очень непростым: он зависел от мелочей, на первый взгляд далеких от архитектуры. Этот период в истории ознаменовался всплеском развития промышленности. Масса людей направилась на заработки в крупные города: из-за притока новых граждан жилья стало катастрофически не хватать, в спешном порядке строились новые здания, в которых квартиры сдавались новоприбывшим. Украшать здания напускной эстетикой, выраженной в вензелях, не спешили, отдавая предпочтение выдержанному аскетизму. Иными словами, архитектура второй половины 19 века преследовала исключительно практическую выгоду.

Основные постулаты модернизма

Мелочи можно искать бесконечно долго, поэтому акцентируем внимание на ключевых моментах.

  • Архитектурный модернизм создается при помощи самых модных, самых современных расходных материалов, а конструкции отличаются причудливой, нестандартной формой. Да здравствует революция индустриализации! Здания возводятся из стекла, металла и бетона. Из-за того что большинство предприятий, выпускающих классический кирпич, обладали слишком скудными знаниями о том же железе, многие из них разорились, не сумев влиться в новую волну.
  • Организация внутреннего пространства ориентируется в первую очередь на функциональность. Рациональность ставится во главу угла в противовес первой половине XIX века. Здания для людей, а не люди для зданий — все подчинено удобству человека, стремящемуся в Новое время.
  • Полное отречение от декоративных элементов, перекликающихся с опытом прошлых лет. Вообще понятие «украшательство» низведено как недостойное новой эры, восхваляется строгая чистота.
  • Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.

Истоки

Модернизм в архитектуре воспринимают как синоним современности, однако это неверно хотя бы в силу того, что времена его остались позади, замерев в восьмидесятых годах прошлого столетия. При этом данное направление не является цельным — в силу своей субъективности и многоликости оно породило ряд ответвлений, разнящихся между собой.

  • Природная архитектура. Иначе ее называют органической. Из самого названия становится понятно, какую цель преследует это направление, однако есть свои «но». Приверженцы его ставят во главу угла естественные, мягкие формы, присущие предметам окружающего мира, при этом материалы, используемые в строительстве, не всегда ограничиваются «камнем и деревом». Главное, чтобы ресурсы были безопасными, формы — биологичными, а ландшафты — природными.
  • Баухаус. Функциональность в ее чистом виде. Кричаще-голые здания, полное отсутствие декоративных элементов, сочетание удобства и утилитарности тождественно красоте.

  • Арт-деко. При изучении направления модернизма нельзя не отметить, что это самое яркое, самое вызывающее. Стиль играет на контрасте с баухаусом, базируется на смелой геометрии, эклектике, строгой закономерности (каждому помещению и предмету соответствует место и время), смелости форм и безудержной тяге к роскоши, выраженной в самых смелых материалах от слоновой кости до крокодиловой кожи.
  • Брутализм. Выражается в сухой техничности, отсутствии обработки поверхностей строений. Как раз тот случай, когда название полностью отображает суть.
  • Интернационализм. Основная идея заключается в отказе от любого культурного наследия.
  • Рационализм и конструктивизм. Основные стили в архитектуре СССР, подробнее мы рассмотрим их ниже.

Материалы и примеры

Стиль модернизм в архитектуре стал развиваться под воздействием усовершенствования технологий изготовления новых материалов. Так, например, это направление обязано своим рождением садовнику Жозефу Монье, который создал армированный бетон. Занятно то, что получилось это случайно: изначально он планировал просто изготовить для растений емкости, которые удовлетворяли бы все его потребности.

Конструкции, которые возводились из этого бетона, отличались небывалой легкостью, можно даже сказать, воздушностью на фоне привычных громоздких сооружений.

Сначала он нашел применение в промышленном строительстве (неплохо для материала, который изначально должен был стать кадкой, не так ли?), после чего перешел в сферу возведения жилых зданий. Благодаря этому появились на свет удивительные для того времени произведения архитектуры, поражающие зрителей своим размахом.

Легкость и прочность армированного бетона усовершенствовали модернизм. Стиль архитектуры с этого момента превратился в мировоззрение: он позволил возводить перекрытия перронов на вокзалах, помещения с ошеломляющими по величине пролетами и многое другое. Стоит привести в качестве примера Хрустальный дворец в Лондоне, Бруклинский мост и, конечно же, Танцующий дом в Праге. Вот о нем нужно поговорить отдельно.

Потанцуем?

Состоит данная композиция из двух частей в форме цилиндров — одна из них выполнена в классическом стиле, а вторая — в деструктивном. Танцующим дом называют потому, что он своими очертаниями напоминает танцующую женщину — фигура с тонкой талией и развевающейся юбкой создает иллюзию движения. Стоит ли говорить о том, что строение резко контрастирует с классическими домами, стоящими рядом.

Советский союз

Модернизм в архитектуре не миновал и наше государство. Наиболее ярко он себя продемонстрировал в двадцатых годах прошлого века, выразившись в направлениях рационализма и конструктивизма. Рассмотрим каждое из них.

Рационализм

Термин в переводе с латыни означает «разумный», и этим все сказано. Его появление было обусловлено все тем же техническим прогрессом. Эстетические запросы людей поменялись и в России — вензеля уступили место лаконичным формам, каждая из которых несла определенную функцию. Обилие пространства, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой «красоты ради красоты». Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека. Нужно отметить, что это направление более «живое», нежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия линии и формы.

Любое явление, как правило, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль. Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и педагог Николай Ладовский. Даже его определение архитектуры было пронизано работой всей жизни: он писал, что архитектура оперирует с пространством, а пространство есть средоточие всего, что хотели сказать приверженцы рационализма. При этом наработки прошлых лет не отрицались, а принимались и перерабатывались в соответствии с задумкой. Данное направление является важной ступенью в формировании нового облика советской архитектуры, несмотря на то что оно оказалось менее популярным, чем конструктивизм, который наступал ему на пятки.

Конструктивизм

Это дизайнерская наработка, которую выделил модернизм 20 века из общего ряда. Это направление можно считать апофеозом практичности и последнего слова техники.

Приверженцы конструктивизма, в отличие от рационалистов, во главу угла ставили функциональность здания, пренебрегая при этом удобством людей. Все было посвящено великой цели воплощения прогрессивных идей. Наработки прошлого яро отрицаются, создается нечто новое, кардинально иное.

На практике это выразилось в печально известных домах-комуннах (в простонародье «коммуналках»), которые сводили на нет возможность уединения: крохотные комнатки, общие ванны с душевыми, общие кухни. Все подчинено строгой логике и закономерности. Все было прекрасно на бумаге, но нефункционально в повседневной жизни.

Если брать в общем, то стили русской архитектуры того времени преследовали одну цель — как можно скорее шагнуть в будущее, сбросить путы прошлых застойных лет и сопроводить каждый свой шаг современной практичностью, выдержанной чистотой линий.

Современность

На сегодняшний день нет единого модного стиля, который бы использовался при возведении зданий. Масштабная вседозволенность позволила пуститься во все тяжкие — сейчас каждый строит так, как видит. Однако из всего многообразия все же можно выделить следующие современные стили архитектуры:

  • Хай-тек — ода техническому прогрессу, активное противопоставление натуральности.
  • Био-тек — ода природе, полная противоположность первому пункту: плавные естественные линии, имитация живого организма.
  • Постмодернизм — ода исторической эклектике и причудливости форм, вызов модернизму во всей красе.
  • Китч — ода безумию и безвкусице. Гротеск, преувеличение деталей. Эстетика второстепенна, главное — бросить вызов обществу и выделиться из общей массы.

Итог

Модернизм в архитектуре исчерпал себя к 80-м годам ХХ века. Конечно, здания, построенные в соответствии с его канонами, до сих пор успешно функционируют, однако ничего нового возведено не было. Несмотря на то что годы популярности позади, недооценивать модернизм нельзя — он является важной ступенью на пути формирования архитектуры в целом.

Источник

Смотрите также

Английские сокращения в русском языке: бтв, афк, офк — это…

Американцы известны своей тягой к сокращению слов. Обусловлено это, как правило, тем, что у них …

Хохмы и анекдоты про Чака Норриса

Ну, конечно же, кто его не знает. Это ведь сам Чак, да к тому же …

%d такие блоггеры, как: